четверг, 14 февраля 2019 г.

78 Санкт-Петербург

Казанский собор
Казанский кафедральный собор - православный храм, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга. Фасады собора выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота - 71,5 метра. Собор был построен в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, явившейся в город Казань в 1579 году. Казанский собор строился 10 лет и на тот момент являлся самым большим храмом Санкт-Петербурга. Собор выполнен в форме латинского креста. По традиции, его алтарная часть обращена на восток. На Невский проспект направлен северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 колонн, высеченных из огромных гранитных монолитов, поставленных в четыре ряда, высотой около 13 м и весом до 30 тонн каждая. Портик посреди этой колоннады украшен бронзовыми фигурами Иоанна Крестителя, Апостола Андрея Первозванного, святых князей Владимира и Александра Невского. Храм венчает овальный купол с позолоченным крестом. Стоимость сооружения достигла 4 миллионов 200 тысяч рублей ассигнациями. Казанский собор фактически сразу стал мемориалом воинской славы. В соборе хранятся трофеи Отечественной войны, на площади перед ним установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. После революции 1917 года с купола Казанского собора сняли крест. На его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году в здании открылся Музей истории религии и атеизма. Казанскую икону Божией Матери перенесли в храм на Сенной площади, потом - в церковь на Смоленском кладбище, и наконец - в Князь-Владимирский собор Александро-Невской лавры, откуда ее вернули в Казанский собор, богослужения в котором возобновились в 1992 году. Позже на куполе вновь появился золотой крест.

Исаакиевский собор
Третье по высоте купольное здание в мире (102 метра). Его длина 111,2 м, ширина 97,6 м. Построен по проекту Огюста Монферрана, скульптурное изображение архитектора можно рассмотреть на фризе одного из портиков. Строительство собора-великана продолжалось сорок лет, с 1818 по 1858 годы. Его возводили 440 тысяч строителей. Одновременно внутри собора могут разместиться до 13 тысяч человек. Здание украшают 382 произведения скульптуры, живописи и мозаики, выполненные лучшими мастерами XIX века. Кроме того, Исаакиевский собор является выдающимся образцом позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика). На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга.

Эрмитаж
Один из самых известных музеев Петербурга. Является одним из самых посещаемых музеев мира. Эрмитаж имеет богатейшую коллекцию экспонатов - более 3 миллионов единиц. В первую очередь это картины и скульптуры, предметы прикладного искусства. Для осмотра всех экспозиций нужно пройти 20 километров. Если рассматривать каждый экспонат в течении 1 минуты - потребуется 8 лет, чтобы осмотреть всю коллекцию. Музейный комплекс включает в себя 5 зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. Все постройки соединены между собой галереями, лестницами и переходами, внешне составляют единый архитектурный комплекс. Самое известное из них - Зимний дворец. Это самая известная постройка архитектора Растрелли. Дворец сооружен в 1754-1764 годах. Здание богато декорировано колоннами, лепными наличниками окон, скульптурой. В оформлении интерьеров использованы мрамор, малахит, яшма, лепные и живописные украшения, бронза и позолота, ценные сорта дерева. До революции дворец был резиденцией русских царей. Сейчас во дворце и прилегающих территориях размещены произведения Леонардо да Винчи, Рубенса, Рафаэля, Рембранта,Веласкеса, Ван-Дейка и других великих мастеров.

Спас на Крови
Храм сооружен в 1883-1907 годах по указу императора Александра III на месте смертельного ранения императора Александр II (выражение "на крови" указывает на кровь царя). Спас-на-Крови построен в память царя-освободителя на средства, собранные по всей России. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции. Высота храма - 81 метр, число символизирует год гибели царя. Вместимость собора - 1600 человек. Единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет более 7 тысяч квадрвтных метров, это одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе. Она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. Кроме того, в храме представлена богатая коллекция самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. Музей-памятник - образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII века.

Ангел на шпиле Петропавловского собора
Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д.Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости. В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

Петропавловская крепость
В центре Санкт-Петербурга на Заячьем острове, расположенном у правого берега Невы, поднимаются каменные стены Петропавловской крепости - первой постройки города. Строительство крепости велось по плану, составленному Петром I. Всеми работами руководил архитектор Д. Трезини. Первоначально была выстроена земляная крепость. Перестройка ее в камне началась в 1706 году. Построено шесть бастионов, соединенных между собой стенами - куртинами. Высота бастионов и куртин составляется от 9 до 12 метров, ширина - от 16 до 20 метров. С весны 1707 года на северном берегу пролива, отделяющего Заячий остров от Городского, началось возведение дополнительного земляного укрепления - кронверка, а в 30-40-е годы XVIII века - возведение новых сооружений - равелинов Иоанновского и Алексеевского, служивших для прикрытия входов в крепость. Петропавловская крепость в царские годы была политической тюрьмой. В дни Октябрьской революции гарнизон крепости перешел на сторону восставшего народа. Когда революционные рабочие, солдаты и матросы пошли на штурм Зимнего дворца, их поддержал огонь крепостных пушек. Петропавловская крепость ныне является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга. На Соборной площади в центре ансамбля крепости расположен Петропавловский собор, построенный по проекту Доминико Трезини.

Памятник "Медный всадник"
«Медный всадник» — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7(18) августа 1782 года. На постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Модель конной статуи Петра выполнена французским скульптором Этьеном Фальконе. Голову Петра лепила его ученица Мари-Анна Колло, а змею, по замыслу Фальконе, - русский скульптор Фёдор Гордеев. Основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Эта скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Вес монолита — около 1600 тонн. Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже. Вес самого «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров. Бронзовый Петр Великий твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, под копытами которого раздавлена огромная змея. Монумент уникален тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. «Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник стал одним из символов города.

Адмиралтейство
Центр военного кораблестроения Российской империи. Сооружен в 1806-1823 годах на месте судостроительной верфи, заложенной Петром I. Именно здесь строились корабли, и зарождался российский флот. Центральная башня Адмиралтейства с 72-метровой иглой увенчана флюгером-корабликом. Здание было решено перестроить в начале XIX века, чтобы его внешний облик гармонировал с парадным центром Петербурга. Строение украшено скульптурами, связанными с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих 4 времени года, 4 стихии, 4 главных направления ветра, а также богиню Исиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии. 22-метровый горельеф изображает аллегорическую картину "Заведение флота в России": Нептун, вручающий Петру I трезубец - символ владычества над морями. На углах аттика башни установлены высеченные из камня статуи древних героев и полководцев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса.

Летний сад
Старейший сад Санкт-Петербурга, был заложен в 1704 году. Памятник садово-паркового искусства начала XVIII века. Создавался в качестве летней царской резиденции Петра I, для постройки была выделена часть острова Усадица. Летний сад был украшен многочисленными скульптурными группами, статуями, бюстами (работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков; из 250 скyльптур сохранилось 89), фонтанами (для их питания Петром I заказана первая в России паровая машина, построенная французским инженером, и прорыт Лиговский канал). Фонтаны - один из существенных элементов садового ансамбля, Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов. В настоящий момент на территории памятника сохранились Летний дворец Петра, Кофейный домик (перестроен в 1826 году К. России из Грота), Чайный домик (1827, архитектор Л.И. Шарлемань; с 1984 — выставочный зал). Летний дворец охраняет одна из самых легендарных решеток в мире, получившая по своей художественной ценностью высокую оценку во всем мире. Она признана одной из главных достопримечательностей города. Долгие годы сад был на реконструкции, снова открыт для посетителей в 2012 году.

Кунсткамера
Собрание редкостей. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Музей также известен своей коллекцией анатомических редкостей и аномалий. С начала XVIII века здание Кунсткамеры является символом Российской академии наук. С момента создания в нем собирали и исследовали раритеты, как природные, так и созданных руками человека. В настоящее время Кунсткамера продолжает оставаться одним из самых крупных исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Институт Петербурга. Образовательный проект в области краеведения. Наши двери открыты с 1991 года для всех, кто любит Петербург, неравнодушен к его судьбе и хочет знать о нём больше.
Мой Петербург. Авторский экскурсионно-образовательный проект Лилии Афиногеновой
К-Я.РФ. Любопытный Петербург. Стенгазеты для школьников учителей и родителей.
Отечество и вера. Город Санкт-Петербург

Комментариев нет:

Отправить комментарий